Датировка катренов Нострадамуса и акварелей "Потерянной книги"

И.К.Разумов, В.А.Петров.    2015г.

 

Предложены простые формулы датировки 1555+N, 1606+N, 2243-N, позволяющие интерпретировать большинство катренов Нострадамуса. Представлена на читательский суд мистическая игра чисел из Предисловий к Центуриям. Впервые, и только в этой книге, публикуется цифровой расклад, свидетельствующий о непростом выборе, который предстоит сделать России в ближайшие десятилетия (см. раздел "Витязь на распутье"). Впервые дано объяснение астрономической серии акварелей, приписываемых французскому провидцу. В приложении обсуждается открытый авторами имперский цикл планеты Венера, согласующийся с пророчествами Нострадамуса и концепцией Филофея "Москва – Третий Рим".  Для философского осмысления обсуждаемых фактов, сбывающихся катренов, странных числовых совпадений и закономерностей, сформулирована концепция мироздания, в рамках которой предсказание будущего может существовать.

 

Полный текст книги:

pdf    doc     epub     fb2

 

 

 

Предисловие.

Данная книга сочетает в себе серьезный и кропотливый подход к исследованию пророчеств с верой в чудо, может быть иногда по-детски наивной. Заявления авторов –смелые, спорные, амбициозные, – однако мы верим, что мир по-прежнему полон нераскрытых тайн, которые в перспективе позволят преодолеть многие стереотипы мышления.

В первой части обобщены результаты нашего многолетнего изучения "Пророчеств" М.Нострадамуса. Следуя логике загадочных совпадений, мы предлагаем простые арифметические формулы датировки, 1555+N, 1606+N, 2243-N, позволяющие разумно истолковать большинство катренов. В данных формулах в качестве ключевых дат используются: год публикации Нострадамусом "Письма Цезарю" и первого корпуса катренов (1555), год скрыто указанный предсказателем посредством планетной конфигурации в "Послании королю Генриху", впервые замеченный профессором П.Брендамуром (1606), а также заключительная дата пророчеств принятая в настоящее время историками (2243). Откладывая номера катренов в прошлое либо в будущее от этих дат, и стремясь к максимально точному и конкретному пониманию текста пророчеств, мы обнаруживаем многочисленные параллели с реальной историей, далеко выходящие за мыслимые пределы возможности случайных совпадений.

Для предварительной иллюстрации метода, приведем конкретный пример. В двух катренах, 2-52 и 3-03, Нострадамус упоминает города Коринф и Эфес. 2-52. "Несколько ночей будет дрожать земля, в начале весны произойдут два толчка. Коринф и Эфес утонут в двух морях. Между двумя храбрыми в боях начинается война". 3-03. "Марс и Меркурий вместе соединены с серебром. К югу крайняя засуха. В глубине Азии скажут – дрожит земля. Тогда Коринф и Эфес окажутся в двусмысленном положении". Применяя наши правила датировки, мы с удивлением обнаруживаем, что они приводят к одинаковой дате: 1555+303=1858, 1606+252=1858. Но самое замечательное состоит в том, что город Коринф был разрушен сильным землетрясением именно в 1858 году, и после этого уже не был восстановлен! В книге мы описали множество совпадений такого рода. 

Хотя общее количество прокомментированных нами катренов составляет только около половины от их полного числа, следует обратить внимание, что по-видимому около трети катренов должно быть отнесено к событиям будущего (до 2243 года), и соответственно поиск их объяснения является пока преждевременным. Тем не менее, на основе возникшей системы истолкования мы делаем ряд предсказаний на будущее, подчеркивая однако, что в силу неоднозначности датировок, предсказания будущего по катренам носят не безусловный, а вероятностный характер. 

Внимание мистически настроенного читателя должен привлечь раздел, посвященный таинственным цифровым узорам, которые обнаруживаются при изучении предисловий к "Пророчествам". Весьма вероятно, что объяснение механизма пророчеств, а также их конечная цель, тесно связаны с этими странными закономерностями. В частности, отталкиваясь от них, мы пришли к вышеназванным формулам датировки катренов. Из этого раздела читатель может заключить, что речь не идет о каком-либо физическом прогнозировании Нострадамусом возможных сценариев будущего, а скорее о прямом видении событий, или даже о планомерной реализации в мировой истории древнего замысла, сопричастным к которому оказывается предсказатель. Здесь впервые публикуется цифровой расклад, свидетельствующий о непростом выборе, который предстоит сделать России в ближайшие десятилетия.

Мы не хотим, однако, интерпретировать возникающие смысловые порядки в духе конспирологических теорий, а скорее склоняемся к идее присущего природе "спонтанного смыслового упорядочения", пробивающего барьеры времени и пространства, которое известный психиатр К.Г.Юнг называл "синхронистичностью", и которое может также осмысливаться как божественное присутствие в контексте теорий "продолжающегося творения". Поэтому в заключении первой части книги приводится идеалистическая концепция мироздания, не вступающая в противоречие с современными научными знаниями, в рамках которой подобные феномены возможны. 

Вторая часть книги посвящена изучению акварелей "Потерянной книги", авторство которых зачастую приписывается Нострадамусу. Наше исследование восполняет пробел, существующий в отечественной литературе в этой области. Мы прослеживаем историю появления сюжетов первых 30 рисунков c начала XIV века в пророческих сериях "Genus nequam" и "Ascende calve", интерпретируя их  применительно к римским папам. Из проведенного анализа следует, что традиционные датировки появления сюжетов могут быть некорректны. Основным результатом нашей работы является оригинальное истолкование астрономической серии акварелей (Листы 66–72), относительно которой можно предполагать, что она была создана уже в XVIII веке, сразу после понтификата Климента XI (1700–1721), и значит не принадлежит Нострадамусу.

Важную роль в книге играют несколько приложений. Здесь мы приводим переработанные переводы Предисловия сыну Цезарю и Эпистолы королю Генриху II, по-возможности приближая их к дословным, а также более глубоко помещаем наше исследование "Пророчеств" в контекст астрономических, исторических ритмов, и христианской эсхатологии. Также мы поясняем читателю печальный масштаб мистификаций и существующих деструктивных тенденций в области изучения предсказаний в целом и "Пророчеств" Нострадамуса в частности.

 

Полный текст книги:

doc     epub     fb2

 

Часть 1. Датировка катренов Нострадамуса.

 

Литературный обзор.

 

Без малого 500 лет "Пророчества" Нострадамуса волнуют умы читателей, жаждущих убедиться в возможности точного предсказания будущего. Написанные в смысловом пространстве средневековой Франции, на среднефранцузском языке, с элементами латыни и греческого, они выглядят для современного читателя ещё загадочнее и туманнее, чем в XVI веке. Авторы тысяч книг, столетиями искавшие ответ на вопрос "Что хотел сказать Нострадамус?", поддержали неугасимый ореол славы пророка, однако интерпретации катренов, казавшиеся поначалу удачными, по прошествии времени заменялись новыми, сделанные "расшифровки" не приживались и уходили в небытие, а сформулированные на основе анализа пророческих текстов предположения о будущем стабильно не исполнялись. Справедливости ради, надо отметить, что обычно такие аналитические труды имели крайне низкий культурный уровень, и использовались в основном для политической пропаганды, как это случилось, например, в годы второй мировой войны в Германии. В свою очередь, это привело к тому, что в настоящее время Нострадамуса редко воспринимают всерьёз. Наряду с многочисленными низкопробными публикациями в жёлтой прессе, распространилось серьёзное скептическое заблуждение, что весь "секрет" Нострадамуса сводится к использованию размытых фраз, допускающих широкую свободу истолкования. Стоит обратить внимание, что Нострадамус, предполагая подобное восприятие своих текстов, открыто высказал возражение: "Повреждение времени, о светлейший король, требует чтобы эти сокровенные события были показаны только в загадочных высказываниях, имеющих [однако] только один смысл и единственное значение, без всякой неоднозначности и двусмысленного расчета..." (из эпистолы королю Генриху II). Он утверждал, что его предсказания точно рассчитаны, а результат расчёта тщательно согласован с движениями небесных тел, как видно в некоторых катренах: "Все было составлено и рассчитано в избранные и удачно расположенные дни и часы, и настолько точно, насколько я мог [...] Я вычислил и рассчитал настоящие пророчества целиком согласно порядку в цепи, которая содержит свой кругооборот, все посредством астрономического учения и моего природного дара [...] Все эти образы [будущего] основательно согласованы посредством Свисания с видимыми небесными творениями, а именно Сатурном, Юпитером, Марсом и иже с ними, как можно более явно увидеть в некоторых катренах" (из эпистолы королю Генриху II). Таким образом, ключи к пониманию скрыты среди астрономических данных и средневековых мистических концепций, недоступных профанам. И хотя в последние годы историки обнаружили некоторые "зацепки", непосредственная задача по расшифровке текстов лежит на грани мистики и математики.

Отечественное нострадамоведение имеет свою специфику, связанную с тем, что тексты пророка долгое время находились под негласным запретом, и были переведены на русский язык относительно недавно. Первый известный перевод, обретший свою популярность позднее, был опубликован в 1974 году в Нью-Йорке русским поэтом-эмигрантом В.Завалишиным [1]. Не хотелось бы называть этот перевод литературной мистификацией, хотя он имеет мало общего с текстом оригинала. Скорее это поэтические интерпретации, впечатления восторженного энтузиаста, в которых он делится с читателем собственными догадками по факту прочтения "Пророчеств", и сам же честно об этом предупреждает. В прозаическом комментарии к переводу В.Завалишин сделал замечательное истолкование одной из ярких фраз Нострадамуса, заявив, что советская власть не продержится более 73 лет и 7 месяцев. Затем астролог П.Глоба, по его утверждениям, попал в Лефортовскую тюрьму за цитирование этих мыслей. Сегодня мы понимаем, что истолкование В.Завалишина исполнилось с точностью один день: действительно, юридически диктатура большевиков установилась 19 января 1918 года, с роспуска Учредительного собрания (высшего представительного и законодательного органа), и завершилась де-факто 19-22 августа 1991 года, с провалом путча ГКЧП и последующим запретом деятельности компартии СССР. Так перед нами вспыхивает истинное лицо Нострадамуса, который в потоке неясных фраз неожиданно изрекает пророчество, точность которого далеко выходит за все мыслимые пределы вероятности случайного совпадения. Подробнее мы рассмотрим этот интересный сюжет в разделе про "трёх Антихристов".

Более адекватные переводы катренов на русский язык, с учетом особенностей среднефранцузской лексики и грамматики, были выполнены В.Б.Бурбело и Е.А.Соломарской [2] и А.Пензенским [3], но и они не являются безупречными. Переводчик Нострадамуса вынужден быть одновременно интерпретатором, в противном случае возникает неосмысленный "механический" перевод. Поэтому уровень знаний переводчика и его личное мировоззрение неизбежно сказываются на характере перевода. Так, например, А.Пензенский, в отличие от других переводчиков, аккуратно указывает устаревшие географические названия и астрологические термины, но при этом тщательно избегает любых сбывшихся предсказаний. К счастью, в настоящее время в Интернет для свободного доступа выложены факсимиле "Пророчеств" (http://www.propheties.it), специальные словари Лакурна и Годфруа для перевода среднефранцузской лексики (http://micmap.org/dicfro/dictionaries); кроме того неясные и устаревшие термины можно найти в живом речевом контексте на сайте национальной французской библиотеки "Галлика" (http://gallica.bnf.fr). Таким образом имеющиеся переводы текстов могут быть проверены энтузиастами; главное в этом деле – наличие свободного времени и достаточное упорство.    

Что же касается многочисленных интерпретаций катренов, их необходимо ранжировать по степени адекватности перевода, глубины совпадения по смыслу, а также с точки зрения отношения истолкователя к проблеме "чуда". Не секрет, что подавляющее большинство истолкований не заслуживает внимания, поскольку основано на ошибочных переводах и слабых ассоциациях. Но это компрометирует только авторов истолкований, а не исходный текст.

Среди полезных отечественных работ, безусловно важны комментарии А.Пензенского, как детальная историческая справка; однако для изучения предсказательных смыслов необходимо использовать другую литературу. Дело в том, что А.Пензенский развивает так называемую теорию "пророчеств обратной силы", суть которой состоит в том, что Нострадамус во многих катренах (если не в большинстве) описал события предшествующие 1555 году. Впервые эта теория была предложена анонимным автором в 1720 году, и в настоящее время активно используется в кругах историков: она позволяет исследовать тексты Нострадамуса, не входя при этом в противоречие со сложившимися концепциями естествознания, и оставаясь в рамках академической науки. Достижения этой теории порой выглядят плодотворно; заметный вклад в ее развитие внесли профессор П.Брендамур из Канады ("Нострадамус астрофил", 1993; "Нострадамус: первые центурии или пророчества", 1996) и Р.Прево ("Нострадамус, миф и реальность", 1999). Однако, такая теория обретает логически завершенный вид только в том случае, если найдены ясные формулы датировки катренов. Тогда при датировании катрена описанные в нем события прошлого накладываются на дату из будущего, откуда и возникает эффект пророчества. Это вполне соответствовало бы идее о циклической повторяемости исторических событий, которую, по-видимому, предсказатель разделял. В таком случае, выявление исторических аллюзий способствует лучшему пониманию смысла описанной ситуации, но при этом никак не входит в противоречие с возможностью предсказания будущего тем же самым катреном. Возможна и другая ситуация: Нострадамус действительно приводит некоторое количество катренов, посвященных уже минувшим событиям, – в качестве открытого ключа, с тем чтобы после их датировки можно было бы предложить формулу перебора номеров катренов, независимую от исполняемости остальных пророчеств. Но если всё таки катрен никак независимо не датирован, и при этом события прошлого в нем описаны, тогда Нострадамус оказывается злостным мошенником, который выдал события прошлого за предсказания будущего с целью привлечь общественное внимание к своей персоне. К счастью, такая решительная позиция на данный момент историками не разделяется, поэтому теория "пророчеств обратной силы" внутренне противоречива. Вместо ответа на основной вопрос, удалось ли все таки Нострадамусу в какой-то степени предсказать будущее, она породила своеобразное направление научной деятельности, эквивалентное обычному истолкованию катренов, с той только разницей, что подбор необходимых событий для интерпретации производится в прошлом по отношению к моменту написания "Пророчеств". Общая парадигма этого подхода повлекла за собой технические последствия. При наличии нескольких вариантов перевода, или при необходимости исправления текста, историки неизменно выбирают тот вариант, который способствует подтверждению исходной концепции: показать, что Нострадамус описывал только прошлое, и предсказать будущее не мог.

В связи с этим упомянем курьезный факт. Р.Прево, самый яростный проповедник теории "пророчеств обратной силы", в своих первых "разоблачениях" пользовался изданиями "Пророчеств", датированными 1568 годом. Обнаружив значительное количество совпадений в предсказаниях Нострадамуса с реальной историей 1555–1566 гг., он расценил этот факт как мистификацию предсказателя. Вскоре, однако, стали известны обнаруженные Р.Беназра в 1982 году экземпляры первых изданий "Пророчеств", опубликованные в 1555 г. и 1557 г. На данный момент факсимиле этих изданий выложены для свободного доступа на сайте итальянского энтузиаста Марио Грегорио (http://www.propheties.it/). Из них видно, что многие пассажи Р.Прево подтверждают пророческий дар Нострадамуса, потому что предсказания все таки были опубликованы до того, как произошли события, на которые указывает Р.Прево. Когда это выяснилось, Р.Прево погрузился в глубокую конспироманию, заявив, что все публикации пророчеств, не соответствующие его гипотезе о мистификации, должны быть поддельными.

Рациональное зерно из теории "пророчеств обратной силы" пытался извлечь Питер Лемезурье, наверное самый растиражированный нострадамовед на Западе [4,5]. Суть идеи Лемезурье проста: при обнаружении катрена с описанием далекого прошлого, необходимо с помощью астрономических программ рассмотреть планетную конфигурацию на этот момент времени, а затем найти следующую, максимально близкую к ней планетную конфигурацию. Катрен должен быть отнесен к моменту реализации этой новой планетной конфигурации.

Например, рассмотрим катрен Ц4К93:

 

Змея вблизи королевского ложа

Будет замечена дамой, ночью собаки залают.

Тогда родится во Франции великий принц,

Пришедший с небес; все принцы это увидят.

 

Согласно Светонию, змею видели у постели Атии, матери римского императора Октавиана Августа, который родился 23 сентября 63 года до н.э. Следовательно, рассуждает Лемезурье, при повторе планетной конфигурации, имевшей место 23 сентября 63 года до н.э., родится величайший правитель Франции, "Генрих V", истинный адресат "Послания королю Генриху". По подсчетам Лемезурье, такая конфигурация реализуется в декабре 2012 года, видимо тогда и родится великий монарх Франции, будущий спаситель Европы.

Идея кажется простой и разумной, однако ее дальнейшее использование приводит Лемезурье к заметному разочарованию в Нострадамусе, которое звучит в его последних публикациях и интервью. Во-первых, все таки обнаруживается не так уж много катренов, которые можно без оговорок связать с событиями далекого прошлого. Во-вторых, события при повторе планетной конфигурации далеко не всегда дублируются, о чем свидетельствует, например, таблица предсказаний Лемезурье на 1999–2037 гг., опубликованная им в 1999 году, и на данный момент стабильно не исполняющаяся (предсказывалось вторжение арабских армий в Европу в 2000 году, захват в заложники папы римского в 2005 году, сожжение Ватикана мусульманами в 2015 году и т.п.).

Возможно, всё таки П.Лемезурье неаккуратно использовал астрономию. Так например, в случае с Октавианом Августом выбрана почему-то дата предшествующая рождению императора на 9 месяцев (декабрь 64 года до н.э.), так что планетная конфигурация имеет вид: Сатурн в Овне, Юпитер в Близнецах, Солнце, Луна и Меркурий в Стрельце, Венера в Скорпионе, Марс в Весах. Даже если принять, что "дата зачатия императора" выбрана правильно, тогда с помощью современных астропрограмм легко убедиться, что максимально близкая планетная конфигурация реализуется лишь в декабре 2202 года, а не в 2012 году. Менее точное совпадение планетной конфигурации имело место в 1585 году; в канун этой даты прервалась династия Валуа (король Генрих III был убит, оставшись бездетным), а французский трон перешел Генриху IV Бурбону (Великому), основателю династии Бурбонов. В последнем случае произошло не рождение принца, а смена королевской династии. 

Безусловно, для изучения предсказательных смыслов наиболее полезна и примечательна монография Эдгара Леони [6], написанная в оригинале в 1961 году, переизданная в 1982 году, и недавно переведенная на русский язык, – она опирается на обширный список нострадамоведческой литературы из двух сотен источников, от первых публикаций Шавиньи, личного секретаря Нострадамуса, до абсурдных книжек Хью Аллена (1943) и Генри Робертса (1947). Комментарии к сбывшимся предсказаниям опираются, в частности, на монументальный труд Ле Пеллетье (1867), и дополняются более свежими интерпретациями и некоторыми предположениями о будущем. Намеками звучат темы предстоящего падения коммунизма (Э.Леони заблаговременно предсказал это!), крушения института Папства и ядерных войн будущего. К сожалению, Э.Леони абсолютно индиферрентен к астрономическим данным. Например, описание движения планет после II библейской хронологии (из эпистолы королю Генриху) он комментирует раздраженной репликой: "Этот астрологический вздор, похоже, не поддается толкованию. Возможно, ответ [находится] в дате 1792 год, указанной в следующем пункте". Между тем, в свете современных исследований, комментируемый абзац оказывается едва ли не самым ясным во всех "Пророчествах". Он описывает ретроградные движения планет в 1606 году, в Тропическом Зодиаке, причем для Сатурна, Юпитера и Венеры границы каждого интервала указаны с точностью в один день, а для быстрых планет – Марса и Меркурия – с точностью в несколько суток. Этот факт был впервые установлен канадским филологом П.Брендамуром, профессором Департамента изучения древностей университета Оттавы, высказавшим гипотезу, что для получения астрономических данных Нострадамус использовал эфемериды Леовица (1557), которые были рассчитаны как раз до 1606 года включительно. Действительно, сравнение с первоисточником [7] показывает, что Нострадамус не только приводит астрономические данные, но также повторяет неточности расчета планетных движений на 1606 год, возникшие в эфемеридах Леовица. Стоит отметить, что эти данные были наиболее свежими и точными для своего времени. К счастью, большинство планетных соединений в катренах и Предисловиях можно понять с помощью современных астропрограмм [8]. Также Леони ничего не знает об использовании  Нострадамусом "планетных эпох" Авраама ибн Эзра, в то время как эта мысль, похоже, становится ключевой в современном нострадамоведении. Не знаком Леони и с первыми изданиями "Пророчеств" (1555 и 1557 гг.), которые были обнаружены Р.Беназра уже в 80-ых годах. Таким образом, в некоторых отношениях монография Леони безнадежно устарела.

Продолжением подхода Э.Леони в отечественной литературе является недавняя книга анонимого автора [9], приступившего к поиску сбывшихся предсказаний в  катренах с привлечением большого объема исторического материала и грамотных переводов. В книге прокомментировано более ста катренов, причем работа явно имеет незавершенный вид, и вероятно будет продолжена в новых изданиях. При этом в существование формул датировки катренов анонимный автор не верит, предположений о будущем почти не высказывает, иносказательные прочтения не рассматривает, страшные тайны читателю не раскрывает, а только интерпретирует предсказания, относящиеся к уже прошедшим событиям. Несмотря на качественный стиль речи, рассуждения автора порой имеют спорную логику. Например, во вступлении ко второй главе сказано, что Нострадамус не мог использовать тайный шифр, потому что он использовал астрологию, верил в Бога и был грамотным человеком...

Из популярных изданий, известную книгу о Нострадамусе написал американец Дж. Хоуг [10] . Она была переведена на русский язык и издана значительным тиражом в конце 90-ых гг. Книга отличается глубокой верой автора в чудо (что само по себе заслуживает уважения), но также поверхностным и небрежным отношением к материалу. Автор обнаруживает в самом ближайшем будущем, т.е. ориентировочно до 2000 года, всю коллекцию голливудских ужасов (наводнения, землетрясения, сдвиги земных полюсов, ядерная война, страшные болезни, голод и т.п.) и постоянно проваливается в собственные рассуждения о политике, никак не связанные с комментируемым текстом. Вдобавок приводимые факты местами фальсифицируются, а переводы запредельно искажаются. У читателя возникает полное впечатление, что Нострадамус многое предсказал, однако при проверке оказывается, что значительная часть материала недостоверна.

Например, в начале книги читаем: "Нострадамус со всей возможной тактичностью истолковал ему [королю Генриху II] 35-й катрен 1-й Центурии". И далее: "Исполнение 35-го катрена, предсказавшего смерть Генриха, принесло Нострадамусу славу при всех европейских дворах". Между тем, эти популярные утверждения не подтверждаются никакими известными фактами. Сам Нострадамус в предисловии к альманаху на 1562 год намекает, что гибель короля была предсказана в другом катрене (Ц3К55): год когда один глаз будет во Франции править / Двор будет ввергнут в тягостное замешательство / Великий из Блуа убьет своего друга / Королевство в беде и двойной страх". Связать гибель Генриха II с катреном Ц1К35 не приходило в голову ни самому Нострадамусу, ни его секретарю Шавиньи, посвятившему немалое время исследованию "Пророчеств".

В комментарии к Ц3К30, который по мысли Джоуга относится к графу Монтгомери (тому самому, который стал невольным убийцей короля Генриха II), утверждается что Екатерина Медичи в полном соответствии с текстом катрена, "отправила шестерых вооруженных пиками людей, которые похитили гугенотского принца из его постели (безоружного!)". На самом же деле, в ходе религиозной войны в 1574 году, против Монтгомери было направлено целых три армии, которые окружили его войско в Домфронте. Граф оборонялся отчаянно, и капитулировал только после того, как закончились запасы еды и пороха, а в живых из его соратников осталось всего 14 человек. Это никак не согласуется с катреном Ц3К30

Не будем утомлять читателя другими примерами. Скажем только, что в довершение неприятностей, в качестве биографии Нострадамуса Джоуг пересказывает непроверяемые легенды (история про съеденного поросенка, потерянную собаку, крестьянскую девушку, которая лишилась девственности и т.п.). Описание встречи Нострадамуса с Екатериной Медичи является абсолютной выдумкой: "В полночь в темном кабинете замка Нострадамус ввел королеву в магический круг, начерченный на каменном полу перед волшебным зеркалом, и взял ее за руку. В четырех углах зеркала кровью голубя были начертаны еврейские имена бога…"

Зачастую сильное впечатление на неискушенного читателя производят книги, авторы которых претендуют на раскрытие новых пророческих смыслов и мистических тайн (Д. и Н.Зима, В.Ищук, В.Симонов и др.) Избежав "тлетворного влияния Запада", эти книги имеют свой особенный колорит, русскую самобытность (что само по себе достаточно ценно). Но к сожалению, общая проблема таких смелых работ – в недостаточном уровне знаний и обоснованности, который обычно не соответствует притязаниям. Иногда бывает, что в таких текстах силён пророческий дух, но отсутствуют результаты, которые можно было бы назвать объективными.  

Публикации Д. и Н.Зима заслуживают того, чтобы остановиться на них подробнее. В нашумевшей книге "Расшифрованный Нострадамус" [11], последнее издание которой датируется 2009 годом, молодые супруги восторженно заявили о расшифровке двух библейских хронологий из Эпистолы королю Генриху. Авторы обратили внимание на загадочную фразу пророка "я рассчитал почти столько же событий грядущего времени, сколько в прошлых веках, включая настоящее…", – и поняв это довольно оригинально, решили ее использовать для записи пропорции между отрезками будущего и прошлого в "Пророчествах". Числа каждой хронологии делились на "ключ" 11,11, затем одна хронология прибавлялась к датировке письма (1555), а числа второй вычитались из 2035 года. В результате возникли даты, совпадающие с некоторыми историческими событиями, а расширенное использование метода в последующих публикациях привело к ряду дополнительных дат. В печати развернулась острая перепалка между Д.и Н.Зима и историком А.Пензенским, справедливо заметившим, что незначительные события случаются ежегодно [12].

Самое смешное (и удивительное) в этой истории состоит в том, что найденный Зимами "ключ" всё же работает, приводя к замечательным совпадениям, причём вовсе не обязательно в тех местах, на которые изначально указывали сами авторы. Например, хорошо известно, что Нострадамус в своих расчётах во многом руководствовался еврейским календарем (подробнее об этом см. ниже по тексту). Дата письма Цезарю в еврейском календаре выглядит так: 3761+1555=5315 (здесь 3761 год – дата Рождества Христа от Сотворения Мира по Еврейскому календарю). Используя предположение Зим, что "в будущем должно произойти столько же событий, сколько и в прошлом", с коэффициентом сжатия 11,11 получаем: 1555 + 5316 / 11,11= 2033, т.е. приходим практически к той же дате (2035 год), на которую изначально указали Д.и Н.Зима. Другой пример. Согласно I библейской хронологии из Эпистолы королю Генриху, от Сотворения Мира до Рождества Христа прошло 4758 лет; а после II библейской  хронологии, через планетные соединения, указана точка отсчета 1606 год. Отсюда возникает не менее любопытное равенство: 1606 + 4758 / 11,11 = 2034. Об этих примерах Д. и Н.Зима ничего не знали. Не знал, вероятно, и сам Нострадамус. Но ведь какая-то информация из неясного источника поступает: по крайней мере в том смысле, что возникающие совпадения чисел трудно считать случайными!

Поначалу кажется, для объяснения следует обратиться к иудейским традициям истолкования пророческих текстов. "В словах Билама…содержится тайна, что от шести дней творения следует отсчитать время до пророчества Билама и прибавить его к году, когда пророчествовал Билам…это самый точный расчет “конца”" (Рамбам. Игерет Теймань перек 3). Равенство 1555+5316 / 11,11= 2033в точности соответствует этой древней инструкции, с той только разницей, что вместо Рамбама выступает Нострадамус, и дополнительно используется коэффициент сжатия 11,11. Равенство 1606+4758 / 11,11 = 2034 находится в той же логике (параметры изменяются, но формула остается прежней). Однако, анализ всей совокупности фактов, включая исходные закономерности Д. и Н.Зима, неминуемо приводит к выводу, что число элементов "смыслового узора" превышает число свободных параметров, и следовательно, эти узоры не могли быть получены шифрованием. К тому же, они не складываются в одну мозаику, а скорее могут быть выстроены в сложную иерархию, по степени вероятности случайной реализации. При этом, вполне очевидно, 2034 год не является заключительным в "Пророчествах" Нострадамуса, в то время как замечательный "ключ" 11,11 обоснован только самими закономерностями, и никак не следует из содержания текстов. Все это делает статус найденных "цифровых узоров" еще более странным.

Недавняя книга Бенуа д'Андримон "Нострадамус. Судный День, 2242" [13] весьма близка исследованиям Д. и Н.Зима по духу (но конечно слабее по содержанию). Предлагается рассмотреть цифры, соответствующие количеству букв в словах катренов, и искать скрытые даты в возникающих числовых последовательностях. Поиск этих закономерностей носит несистемный характер, к тому же автор неправильно переводит лунные годы в солнечные, что для его концепции немаловажно. Конечно, всё это не имеет ни малейшего отношения к исходному замыслу Нострадамуса. Однако "сила" нескольких ярких совпадений оказалась достаточной для того, чтобы побудить автора к многолетнему пророчествованию, лейтмотив которого отражается в названии книги. Рассмотрим пару примеров, чтобы представить читателю общий характер этого исследования.

В последнем опубликованном при жизни Нострадамуса катрене (из Альманаха на 1567 год) интерпретаторы традиционно видят предсказание пророком своей смерти, вскоре после встречи с Екатериной Медичи и королем Карлом IX, состоявшейся в 1564 году. На этой встрече Нострадамус получил от королевских особ 300 золотых крон.

 

Du retour d'Ambassade, don de Roy; mis au lieu,

Plus n'en fera: Sera alle a Dieu:

Parens plus proches, amis, freres du sang,

Trouve tout mort prez du lict et du banc.

 

По возвращении из Посольства дар Короля помещен на место,

Больше не сделает ничего, пойдет к Богу:

Ближайшие родственники, друзья, братья по крови,

Найдут [его] совсем мертвым у кровати и скамьи.

 

После замены французских слов цифрами, в соответствии с числом букв в слове, получаем следующую матрицу:

 

2610323324

434  4414

647  4624

644  424224

 

Если вести счет лет согласно первой хронологии, предложенной Нострадамусом в "Послании Генриху", Рождество Христа датируется 4758 годом, а год смерти Нострадамуса (1566) является 6324 годом от Сотворения мира. Именно цифры "324", указывающие на этот год, присутствуют в конце первой строки. Кроме того, все четыре цифры "6324" присутствуют в левом верхнем углу матрицы. Центральный вертикальный столбец содержит цифры "3444". Это число является основным в Завещании Нострадамуса, где состояние пророка к моменту смерти оценивается суммой 3444 кроны. Оно дублируется также последними цифрами строк матрицы. Наконец, в последней строке, при чтении справа налево можно увидеть ключевую дату, 2242 год.   

Рассмотрим также первый катрен первой центурии:

 

Estant assis de nuict secret estude,

Seul repose sur la selle d'aerain:

Flambe exigue sortant de solitude,

Fait prosperer qui n'est a croire vain.

 

Сидя в ночном тайном изучении,

Один нахожусь на медном седле:

Язычок пламени исходящий из одиночества

Приносит удачу тому, кто верил не напрасно.

 

После замены французских слов цифрами получаем следующую матрицу:

 

652566

463257

66728

4934164

 

Последние цифры "566" в первой строке снова намекают на год смерти Нострадамуса (1566), в привычной нам системе исчисления времени от Рождества Христова. Во второй строке можно заметить намек на 6325 год согласно исчислению Нострадамуса от Сотворения Мира, что соответствует следующему, 1567 году РХ. Случайное совпадение кажется маловероятным.

По мнению известного психиатра К.Г.Юнга, осмысление подобных феноменов должно начинаться с критики наших концепций пространства, времени, сознания и бессознательного [14]. Для их обозначения К.Г.Юнг вводит понятие "синхронистичность", понимая под этим всеобщий творческий принцип, присущее природе спонтанное (беспричинное) смысловое упорядочение, причём пространство и время оказываются психически относительными. В таком случае, исследования странных совпадений близки по смыслу к гаданию на "И Цзин" или стихах Хафиза (с точки зрения синхронистичности, это занятия отнюдь не бессмысленные). При этом личность предсказателя играет совершенно формальную и пассивную роль, а безликое мироздание наделяется разумными и мистическими способностями. Но даже если такая картина соответствует "экспериментальным фактам", она во многом противоречит здравому смыслу. Впрочем, заслуга К.Г.Юнга велика уже тем, что он ввел в научное рассмотрение саму проблему, которая до него, несмотря на масштабность своего проявления в природе и значимость философских выводов, стыдливо пряталась на задворках материалистического мировоззрения. Из имеющейся отечественной литературы последних лет, посвященной этой тематике, отметим книгу И.Магафурова "Скрытая структура хаоса" (2010).

По-видимому, методы Д. и Н.Зима или Бенуа д'Андримон не могут претендовать на "расшифровку" в классическом понимании. Однако, заслуга авторов состоит в том, что они указывают оригинальный, приводящий иногда к довольно нетривиальным результатам, метод исследования пророческих текстов – через поиск замечательных числовых совпадений, которые не могли бы произойти случайно. Несмотря на то, что с позиций формально-исторического подхода эти "открытия" выглядят совсем плохо, они оказываются весьма интересными в контексте описанной К.Г.Юнгом "синхронистичности".

Стоит заметить, в еврейской традиции изучения пророческих текстов выделяют несколько уровней понимания: "пшат" (буквальный понимание), "ремез" (выявление намеков), "драш" (аллегория) и "сод" (раскрытие духовных тайн). Конечно применительно к Нострадамусу, все эти "аллегории, намеки и тайны" были изрядно дискредитированы невеждами, но это вовсе не означает, что изучение текстов должно замыкаться на буквальном смысле. Может быть даже для некоторых катренов единственно разумным смыслом является иносказательный? И дело здесь не только в самом Нострадамусе. В конце концов, если его пророчества исполняются, мы вправе задать вопрос, каков механизм этого замечательного явления? Сам Нострадамус дает вполне определенный ответ: "[я пророчествую] без малейшего страха дойти до бесстыдной /наглой/ болтливости: вот так все происходит от дивного могущества великого вечного Бога, от которого происходит вся доброта" (Из Письма сыну Цезарю). Таким образом, в поле нашего зрения, кроме собственно Нострадамуса, возникает новое Действующее Лицо; а само пророчество оказывается трансцендентным. Преломляясь в нашей реальности, оно имеет право обрести множественные прочтения, о которых сам Нострадамус мог и не подозревать. Поэтому, если историческую летопись или философский трактат следует обязательно рассматривать в контексте той эпохи, в которой она написана, то в отношении пророчества это правило становится дискуссионным.

Следует подчеркнуть, однако, что подъем на новые уровни понимания требует освоения предыдущих уровней, а фундаментом объективного знания выступает буквальный смысл текста. В противном случае, произвольное переобозначение терминов (в том числе, замена географических названий, которую практиковали Д. и Н.Зима и другие интерпретаторы) может привести к довольно жалким последствиям, потому что не определены критерии, когда переобозначение смысла терминов должно останавливаться. Очевидно, переобозначив все термины, можно получить любой желаемый смысл для каждого предложения, но такое занятие утрачивает всякий разумный смысл. Например, рассмотрим такой гипотетический катрен: "Утром над городом встало солнце, а в середине дня стало пасмурно, разразилась большая гроза, и улицы затопило". Интерпретируем это "предсказание" так. "Город" – это по умолчанию Франция, "солнце" – это король Людовик XIV по прозвищу "король-солнце", "большая гроза" – это война за испанское наследство в середине его правления, "улицы затопило"значит в результате войны Франция пришла в упадок. Так в результате иносказательного истолкования из вполне банального предложения можно извлечь громкое предсказание. При взгляде со стороны, подобное состояние ума "исследователя" должно быть поименовано  термином "интерпретативный бред". Впрочем, ситуация сильно изменяется, если этот гипотетический катрен имеет номер 7-01, потому что в таком случае его действительно можно рассматривать как иносказательное описание правления Людовика XIV и начала войны за Испанское наследство (1701). Отсюда видно на какой скользкой почве мы находимся при истолковании пророчеств, и как существенны иногда бывают совпадения цифр.

Как бы то ни было, мы допускаем, что Нострадамус является зеркальным отражателем смыслов, передающихся через время, причём вовсе не обязательно, что он эти смыслы осознаёт. Отсюда возникает потенциальный диссонанс между целью исследователей и достигаемым результатом. Безусловно, основной целью энтузиастов является расшифровка пророчеств, но как знать, возможно эта задача неразрешима (шифр отсутствует), или хуже того, когда-нибудь обнаруженные и доказанные формулы датировки катренов покажут несостоятельность сделанных Нострадамусом предсказаний. Однако, по нашему мнению, это не означает, что прежние усилия исследователей были напрасными. Вероятность случайного совпадения выступает самостоятельным критерием в поиске истины. Но тогда что мы рассматриваем: реальные сбывшиеся предсказания или же странные совпадения неясной природы? И насколько следует доверять таким загадочным совпадениям, в том что касается будущего? Как правило, мы не можем определенно ответить на эти вопросы. Если сделанные открытия (удивительные закономерности) математически реальны, но при этом входят в противоречие с историческими фактами, – значит предмет исследования был другим. И тогда причину этих закономерностей надо искать не в глубинах истории жизни и деятельности Нострадамуса, а в области (метаизики как универсальный эффект передачи информации через время, как частный случай более общего эффекта загадочных совпадений, и наконец, как возможное свидетельство Божественного присутствия.

Вернемся к идее существования шифра в "Пророчествах". Еще в 1710 году Жаном Леру в книге "Ключ к Нострадамусу" была выдвинута идея существования такого шифра. В частности, можно предполагать, что для правильного понимания и доказательности истолкований необходимо первоначально катрены датировать. Действительно, без предварительной датировки многие катрены (например, расплывчатые предсказания о восхождении на престол королей Франции или римских пап) не имеют предсказательной ценности. Как человек грамотный и разумный, Нострадамус должен был понимать, что отсутствие ясной датировки катренов в значительной степени обесценивает его труд. А ведь в Эпистоле королю Генриху предсказатель сам пишет, что при желании мог бы открыто датировать все катрены... Далее он добавляет, что все таки сделал это (!), но в скрытом виде: "Все было составлено и рассчитано в избранные и удачно расположенные дни и часы, и настолько точно, насколько я мог [...] Я вычислил и рассчитал настоящие пророчества целиком согласно порядку в цепи, которая содержит свой кругооборот, все посредством астрономического учения и моего природного дара [...] Все эти образы [будущего] основательно согласованы посредством Свисания с видимыми небесными творениями, а именно Сатурном, Юпитером, Марсом и иже с ними, как можно более явно увидеть в некоторых катренах".

Некоторую известность на Западе получила книга Роджера Фронтенака "Секретный ключ Нострадамуса" (1950) [15]. Автор книги – морской офицер, специалист по военным шифрам, предполагает, что уже само имя сына Нострадамуса (Цезарь) служит намеком на использование древнего и хорошо известного "шифра Цезаря". Следует применить формулы подобные шифру Цезаря к номерам катренов, чтобы восстановить их истинный порядок. Критерием обнаружения шифра будет восстановление правильного порядка открыто датированных и астрономических катренов, что позволит распространить метод на остальные катрены. Фронтенак также высказывает мысль, что три корпуса катренов, опубликованные в 1555-ом (первые 353 катрена), 1557-ом (новые 289 катренов) и 1568-ом годах (300 катренов) могли быть зашифрованы независимо друг от друга. В итоге он предлагает некоторое решение в виде таблиц порядка следования катренов, но к сожалению никак не объясняет детали их появления, и даже не демонстрирует совпадений для открыто датированных катренов, приводя только сомнительный аргумент, что это сильно бы утомило читателя. Вместо этого он публикует фразу на латыни, которая якобы возникает из построенной им таблицы при переводе номеров в буквы по весьма сложному, эмпирически установленному правилу. Именно эта фраза, как утверждается, и доказывает правильность расшифровки. Последние действия позволяют нам усомниться в кристальной честности Р.Фронтенака. Вполне формальный математический алгоритм расстановки катренов не может привести к осмысленной фразе на латыни ни при каком мыслимом правиле перевода номеров в буквы. Значит последовательность действий была обратна к заявленной: сначала найдена фраза, и по ней составлена таблица следования катренов. Но тогда неясно, каким же образом автор нашел (или придумал?) эту фразу. Вероятно именно этот факт он пытается скрыть от читателя. В любом случае, сама идея поиска шифра Цезаря и предварительные комментарии Фронтенака представляют определенную ценность.      

В последнее время появились книги русскоязычных авторов [16,17,18], где также предпринимаются попытки упорядочить катрены согласно некоторым математическим формулам. О больших достижениях в этом деле, по-видимому, говорить не приходится, о чем свидетельствует хотя бы тот факт, что обычно авторы (следуя старой логике Фронтенака, и даже не догадываясь об этом) вынуждены полностью или частично скрывать от читателей свои формулы.

Несколько книг посвященных Нострадамусу и другим пророчествам написал отечественный исследователь В.Симонов, упорству которого невозможно не поразиться. Это один из немногих отечественных исследователей, кто не чурается опираться на достижения своих предшественников – как в плане перевода, так и в плане истолкований катренов. Проведена большая и конструктивная работа по систематизации истолкований катренов, с довольно глубоким анализом исторических фактов, и сверх того декларируется открытие единого алгоритма их датировки. Последнее, впрочем, вызывает здоровый скепсис, потому что при переходе к очередному катрену сам "алгоритм" каждый раз изменяется произвольным образом, оставляя автору совершеннейшую свободу двинуться по океану пророчеств в любом желаемом направлении. Автор, по его собственным словам, "усложняет кодировку последовательности четверостиший, используя для этого все четыре арифметических действия, а также n+1 и n-1, где n — номер предыдущего катрена или центурии". Особенно излюбленным приемом автора является его манера переворачивать цифры 6 и 9. Но даже после этого в полученную последовательность входит только лишь половина катренов, в то время как для остальных катренов используются другие способы датировки. Спору нет, многие совпадения действительно примечательны, но в итоге объяснить читателю хитросплетения "шифра" не удается, так что для подавляющего большинства катренов В.Симонов ограничился указанием конечной даты без пояснений способа ее получения. Это как минимум, говорит о том, что заявления об открытии единого алгоритма преждевременны.

Точка начала отсчета "пророчеств", 1400 год, берется В.Симоновым из катрена Ц3К5, где указаны два близких затмения (солнечное и лунное), которые произойдут в апреле и марте. Автор утверждает, что описанная пара затмений наблюдалась во Франции только в 1400 году. Однако, на самом деле, согласно каталогам затмений NASA, лунное затмение 9 апреля 1400 года в Европе не наблюдалось совсем. Если же вести поиск по затмениям видимым в Северном Полушарии, тогда аналогичная пара затмений обнаруживается также в 1921 году. Последние строки Ц3К5 описывают гуманитарную помощь: "О какая дороговизна! Но два великих благодетеля по суше и по морю придут на помощь всем сторонам". Именно такая ситуация имела место в указанном 1921 году, когда Американская администрация помощи доставила в Россию 90 тысонн продовольствия, в связи с голодом в Поволжье. Это позволило прокормить 7 миллионов человек. Следовательно, возникает более предпочтительное истолкование этого катрена.

Значительное место в интерпретациях В.Симонова занимает предсказание о природных катаклизмах (первая волна которых должна была состояться уже в 2012–2013 гг). Что ж, в Письме сыну Цезарю Нострадамус действительно упоминает стихийные природные бедствия. В целом, однако, по своему содержанию пророчества Нострадамуса являются в большей степени политическими, и повествуют о войнах. Природных катаклизмов в них не так уж и много. Предсказания о природных бедствиях, обусловленных механическими явлениями (движение земного ядра или небесных тел), хотя и правдоподобны с точки зрения современной науки, но имеют вполне атеистический дух. Религии утверждают другое: первоначально мир был устроен разумно и хорошо; возникшие затем бедствия связаны с историей взаимоотношений людей с Богом и между собой, с общим упадком нравственности. Поэтому в центре внимания религиозной эсхатологии находится духовная и политическая жизнь общества, а стихийные бедствия привлекаются в лучшем случае опосредованно, как гневная реакция Творца на поведение человека. Идея о механически повторяющихся катаклизмах входит в противоречие с этим мировоззрением. "Голый механицизм не есть религия. Такая механистическая предсказанность противоречила бы свободе человека, который волен спасаться и погибать, т.е. волен ускорять и замедлять темп всемирной истории. [...] Пророчество существует для того, чтобы установить смысл грядущих времен, а не их факты. Поэтому все толкования должны ограничиться установлением только точного смысла событий, а не их фактического протекания. Это-то и есть пророчество, а не астрономическое вычисление затмения" [Лосев А.Ф. Диалектика мифа. – М, 2001] И хотя в предсказаниях Нострадамуса действительно звучит идея о повторяемости событий, он несомненно остается носителем идеалистического религиозного мировоззрения; речь у него скорее идет о динамических архетипах истории (шаблонах поведения людей), нежели о механических предсказаниях. Астрономическая информация может использоваться для датировки катренов, но при этом Нострадамус не дает нам повода думать, что он гадает по звездам.

В.Ищук в недавно вышедшей книге "Великая тайна пророка-астрофила" (2012) акцентирует внимание читателя на двух важных идеях. Во-первых, единый алгоритм датировки катренов, похоже, отсутствует, так что для разных катренов используются разные алгоритмы. При этом, однако, в рамках действия каждого алгоритма набирается большая группа катренов, что исключает возможность случайного совпадения. Во-вторых, катрены обычно не являются одиночными, а объединяются в смысловые группы, поэтому иногда важной теме посвящается несколько катренов, которые могут датироваться одним годом. И хотя с конкретными алгоритмами автора нам согласиться трудно, сама концепция, на наш взгляд, заслуживает внимания.

Cуществует стандартная "ловушка", в которую попадают многие исследователи статистических аномалий. Применительно к нашей теме, она состоит в том, что у исследователей возникает соблазн оценить вероятность случайной реализации для слишком специфичного метода. Иначе говоря, сам метод расшифровки никак предварительно (статистически или иными способами) не обоснован, а скорее специально выбирается так, чтобы количество возникающих совпадений оказалось значительным. Затем авторы обращают внимание, что количество совпадений велико (т.е. по сути оценивают вероятность случайной реализации), что кажется удивительным и неслучайным. Но на самом деле это не было удивительно, именно потому что хитроумный метод (зачастую со многими подгоночными параметрами) был специально определен таким образом, т.е. речь идет уже об апостериорных вероятностях. В грубых оценках для таких случаев, по правилам статистики, вероятность случайной реализации, полученная для конкретного метода, должна быть умножена на количество ранее рассмотренных неудачных методов. Следовательно, чем больше исследователь трудился, перебирая разные способы шифра, тем выше вероятность того, что его "открытие" представляет собой случайное сочетание цифр (или букв). Число проверенных неудачных методов неизвестно никому кроме самого автора. Поэтому представленное на читательский суд исследование оказывается весьма субъективным. Данное обстоятельство в нашей теме в целом неустранимо, но его последствия сглаживаются, если выбранный метод предварительно обоснован, и лишь затем применяется к катренам.

Примером тупикового способа расшифровки пророчеств по-видимому является поиск анаграмм [19]. Предсказатель конечно мог использовать анаграммы в отдельных словах, выделяя их особенным образом (например, заглавными буквами). Однако, в силу технических обстоятельств это никак не могло служить базой для создания масштабного шифра. Действительно, из любого слова легко выводится множество анаграмм, что делает невозможным системное шифрование этим способом. В качестве шуточного примера, из слова "Нострадамус" в русской траскрипции, получаем следующую "шифровку": "О, дума, транс-с", "Сон, дура там-с", "Он дама, трус-с", "Да, нутро масс", " Мусор стада Н", "Рост суда нам", "Да, стону срам", "Рад стону сам", "Труд масона-с", "Драма, стону-с", "Ад нам, утро СС", "Дом на трассу" и т.д. Подобные упражнения полезны для понимания устройства речи, однако никак не приближают нас к пониманию пророчеств. Нет критериев для отличия зашифрованных этим способом сообщений от буйства нашей фантазии.

  Мы воздержимся от комментариев и оценок творчества других авторов, но будем обращаться к их работам по мере необходимости, по ходу изложения материала. В частности, многие интерпретации катренов заимствуются нами из книг Ж.-Ш.Фонбрюна (1983) [20], Т.Н.Дубровской (2009), П.Гинара (2011) [21], А.Гордиенко (2009) [22], М.Дешауссес (2009) [23], Ч.А.Варда (2013) [24].

Завершим вводный раздел замечанием о точности переводов. Среди энтузиастов-любителей распространено мнение, что в текстах Нострадамуса чрезвычайно много ошибок и опечаток, а многие используемые им слова отсутствуют во французском языке. Безусловно, реальные опечатки нельзя сбрасывать со счетов. Более того, согласно гипотезе профессора П.Брендамура, типографские наборщики в то далекое время работали под диктовку, и при этом о корректуре текста даже речи не шло, откуда и возникают многочисленные ошибки в специальных терминах. Тем не менее, большинство тех "особенностей", на которые обращают внимание современные энтузиасты-любители, обусловлены не типографскими опечатками, а орфографией среднефранцузского языка, которая заметно отличалась от современной. Например, вместо букв V или J практически всегда использовались U и I соответственно; в слова часто вставлялись лишние (по сравнению с современным написанием) буквы C,S,H; букву I могли заменять на Y и т.д. Некоторые особенности правописания в среднефранцузских текстах описаны в диссертации О.Ю.Школьниковой. Однако на практике в сомнительных случаях достаточно обращаться к специальным словарям Годфруа и Лакурна (http://www.micmap.org/dicfro/ ).    

 

Панорамный взгляд на "Пророчества".

Прежде чем перейти к детальному разбору катренов, дадим краткую справочную информацию о биографии провидца и структуре его пророческого наследия, а также обозначим основные смысловые контуры пророчества.

Так кем же был Мишель Нострадамус, и что он хотел передать потомкам? Прежде всего, Нострадамус был уважаемый и здравомыслящий человек, который верил в свой пророческий дар. В 1534 году он получил докторскую степень врача, в 1546 году был удостоен пожизненной пенсии за самоотверженную борьбу с чумой в Экс-ан-Провансе, а в 1564 году назначен королевским медиком и советником. Первая публикация "Пророчеств" (альманах и 353 катрена с "Письмом сыну Цезарю", 1555) принесла ему неприятности: предсказатель был предупреждён, что власти готовятся допросить его, какие науки он практикует, и каким образом делает свои предсказания [из письма Нострадамуса Жану Морелю, 29.11.1561]. На всякий случай Нострадамус покидает Париж, а в 1556 году отправляется в путешествие в Италию, продолжая при этом пророчествовать. Альманахи публикуются ежегодно до самой смерти предсказателя (1566) и становятся весьма популярными по всей Европе. Новые 289 катренов и "предостережение невежественным критикам" публикуются в 1557 году (седьмая центурия содержит только 42 катрена и остается незавершённой). Эпистола королю Генриху и три заключительных центурии датируются 1558 годом, но вероятно впервые были опубликованы только в 1568 году, т.е. уже после смерти пророка. Наследие Нострадамуса включает также ряд работ, которые принято считать  непророческими (например, вольный перевод “Истолкования иероглифов Гораполлона”, "Письмо каноникам города Оранжа" и др.); в архивах имеются Завещание и личная переписка Нострадамуса. После смерти Нострадамуса катрены разных изданий, Письмо сыну Цезарю и Эпистола королю Генриху стали публиковаться в качестве цельного произведения, что вероятно соответствовало замыслу предсказателя. 

В Эпистоле Генриху Нострадамус ясно указывает, что для правильного понимания катрены необходимо датировать: "В своем трактате, сир, я помещаю предсказания почти беспорядочно […] И если бы я захотел датировать каждый катрен, это можно было бы сделать. Но это не всем понравилось бы, и тем более истолкование их, если только, сир, Ваше Величество не дарует мне широкую возможность сделать это, не давая клеветникам возможность кусать меня […] Тем не менее… [здесь приводится II библейская хронология]. Я вычислил и рассчитал настоящие пророчества, целиком согласно порядку этой цепи, которая содержит свой кругооборот […] начиная с того момента, когда [здесь описаны движения планет в 1606 году]". Таким образом, предсказатель просит разрешения у короля для безопасного обнародования пророчеств, а до тех пор размещает их, на первый взгляд, беспорядочно, но на самом деле скрыто датирует посредством некоторой числовой последовательности. Расшифровка предполагает: определить правило извлечения номеров катренов и дат событий из этой цепи, найти начальную и конечную точку пророчества, произвести сортировку катренов и сопоставить их с реальной историей. Отсюда можно было бы предполагать, что особую ценность для расшифровки "Пророчеств" должны иметь такие катрены, в которых дата названа либо открыто, либо посредством планетных соединений, поскольку именно такие катрены показывают, подходит ли предлагаемый "новый ключ расшифровки" к "замочной скважине". К сожалению, на данный момент эта идея не находит подтверждений (по крайней мере, универсальный ключ датировки катренов до сих пор не найден), но в любом случае, астрономические и открыто датированные катрены наиболее ясно свидетельствуют о способностях предсказателя.

Кажется важным учесть, что Мишель де Нотрдам родился в семье евреев, обращённых в христианство в середине XV века. В то время евреи исповедующие иудаизм не были полноценными гражданами, и притворное обращение в христианство часто являлось средством их выживания. Начиная с 1269 года эдиктом Людовика IX Святого всем некрещёным евреям Франции было предписано носить на одежде особую метку во избежание греховных связей христиан с ними. В 1459 году в городе Карпентрас, где жил Крескас де Каркассон (после крещения Пьер де Нотрдам), дед Нострадамуса, произошли массовые убийства евреев. Вероятно это и побудило Крескаса в том же году перейти в христианство [25]. В следующие сто лет ситуация с правами евреев в Европе существенно не менялась. В 1492 году эдиктом Фердинанда V и Изабеллы I всем евреям иудейского вероисповедания было предписано покинуть территорию Испании, затем волна подобных эдиктов прокатилась по другим странам. Преследования распространялись даже на обращённых евреев. В Испании таковых презрительно называли "марранами", вероятно от испанского слова "marrano" ("свинья"), и законодательно ограничивали в правах. Во Франции обращённые евреи считались по закону полноправными гражданами. Однако чернь продолжала подозревать их в скрытом неверии во Христа, поэтому они жили обособленно, во многом сохраняя свои традиции и обычаи. Мы не знаем, насколько Нострадамус разделял взгляды иудаизма, однако можно обоснованно полагать, что он не мог оставаться равнодушным к еврейской религии и культуре и совсем не учитывать её в своем творчестве. Во всяком случае, Ж.С.Скалигер после ссоры с Нострадамусом, разразился ядовитыми эпиграммами, в которых намекал на скрытое иудейство пророка. Подавляющее большинство исследователей разделяет мысль, что конечной датой "Пророчеств" является 2242–2243 гг (начало астрологической эры Сатурна в средневековых трактатах), что почти совпадает с окончанием 6000 лет еврейского календаря (2240г.) (см. далее комментарий к катрену Ц1К48).

Вместе с тем, вполне очевидно, Нострадамус использует и другие смысловые контексты, и даже как будто предлагает собственную религиозную концепцию. Озвученная им в Эпистоле королю Генриху идея о трёх Антихристах не имеет ясных аналогов в истории христианства. Первый Антихрист появляется в "землях Атиллы" и, по-видимому, создает империю, Новую Вавилонию, которая будет существовать 73 года и 7 месяцев; второй Антихрист развязывает войну в центре Европы; последний (он же библейский) Антихрист должен возглавить в конце времен союз стран Севера и Востока. В пророчествах также описана новая религия с ее пророками, которые оцениваются интерпретаторами неоднозначно. Например, "Великий Юпитерианец" в Ц10К73 будет "судить настоящее через прошлое", то есть он вероятно отрицает развитие мира и эволюцию морали, призывая вернуться к архаичным ценностям; причем упоминание Юпитера намекает на языческую религию Древнего Рима. Однако, не следует считать однозначно "дьявольскими" персонажи катренов, противоречащие христианству, поскольку (как уже было отмечено выше) сами пророчества могли быть написаны под влиянием иудаизма, где Иисус рассматривается как положительный, но мифический герой. При этом век справедливости Машиаха бен Давида может наступить до окончания 6000 лет Еврейского календаря (6000 лет являются предельной датой). После падения третьего Антихриста, по Нострадамусу, "установится между Богом и людьми вселенский мир" и "возродится новое царство Сатурна, Золотой Век", то есть наступит тысячелетний период мирной счастливой жизни. Однако, остаётся не вполне ясным, тождественна ли астрологическая эра Сатурна ожидаемому в христианстве Царству Христа.

В традиции истолкования сложилось мнение, что фигуры сына Цезаря и короля Генриха следует понимать не только буквально, но и иносказательно, поскольку "Пророчества" были рассчитаны на долгие столетия. Это вполне соответствует еврейской традиции истолкования сакральных текстов, которая утверждает, что возможно понимание одного текста на разных уровнях: буквальное понимание, выявление намёков, аллегорическое истолкование и раскрытие тайн. Отчасти, мы возвращаемся здесь, в новом ракурсе, к той мысли, которая прозвучала в комментарии к исследованиям Д. и Н.Зима: существует историческая реальность (буквальное понимание) и существует мистическая реальность, обусловленная связью времён через божественное присутствие (аллегорическое истолкование и духовная тайна).

Тогда "сын Цезарь" – это не столько Цезарь де Нотрдам (сын Нострадамуса от Анны Понсард, родившийся в Салоне 18 декабря 1553 года), а прежде всего – духовный сын, либо собирательный образ всех энтузиастов-исследователей, внесших заметный вклад в понимание смысла "Пророчеств". В пользу этого объяснения существуют детальные аргументы, приведенные еще пастором Жаном Леру в 1710 году. Действительно, рассмотрим первую фразу письма: "Твое позднее появление Цезарь Нотрдам, мой сын, побудило меня провести много времени в ночном бдении, чтобы после смерти твоего предка остался след для общего блага людей". Во-первых, Нострадамус не использует термин “рождение”, заменяя его на синоним “появление” (приход, прибытие). Во-вторых, вместо латинского термина “procreator” или “genitor” (отец) использован термин progenitor” (предок, предшественник). Далее предсказатель добавляет, что его духовный сын не будет провансальцем: “Бессмертному Богу было угодно, чтобы ты появился на свет не в этой области” ( "il a pleu au Dieu immortel que tu ne soys venu en naturelle lumiere dans ceste terrene plaige"). И наконец, в заключении предисловия: “надеюсь тебе объяснить каждое пророчество из приведенных здесь катренов”, – Нострадамус хочет, чтобы сын Цезарь стал интерпретатором его пророческих четверостиший.

Доктор Патрис Гинар добавляет, что это время наступит в "эпоху простонародья" (commun advenement), согласно фразе: "Puis [je] me suis voulu extendre declarant pour le commun advenement par obstruses & perplexes sentences les causes futures, mesmes les plus urgentes, & celles que j'ay apperceu, quelque humaine mutation que advienne scandalizer l'auriculaire fragilité, & le tout escrit sous figure nubileuse, plus que du tout prophetique" (éd. 1555, 8). “Потом я пожелал открыться и показать для времени простонародья, фразами темными и загадочными, мое видение событий будущего, даже тех которые нельзя избежать, какими бы ни были перемены способные возмутить хрупкие чувства, и описал всё в туманных образах, более чем пророческих”. Нострадамус здесь заявляет, что хочет описать свое видение времени “commun advenement”, "пришествия коммунизма", т.е. когда простонародье будет у власти. Однако не следует полагать, что этот период относится собственно к коммунизму в СССР, потому что “господство простонародья” началось задолго до этого и продолжается после.  П.Гинар считает, что здесь идет речь не столько о демократии или коммунизме как форме государственного устройства, сколько о вульгаризации различных сфер жизни, включая науку и искусство.

В сравнении с "сыном Цезарем", менее тривиальна фигура "короля Генриха", особенно для людей приверженных демократическим идеалам общественного устройства. Нострадамус определяет Генриха как адресата трёх последних центурий, первого повелителя мира (Ц6К70: "вождём мира станет великий Хирен", где Hyren – очевидная анаграмма имени Henry), которому "высочайшие владыки всех религий должны воздавать должное". Вопреки заверениям энтузиастов, такие эпитеты не удивительны для стандартного обращения к французскому монарху в XVI веке, однако в современном контексте они смотрятся примечательно. 

Здесь видится интригующий "нервный узел" не только Центурий Нострадамуса, но и других текстов предсказательного характера. Народная мысль, выражаемая безымянными пророками, религиозными философами, и даже мистификаторами, – издавна стремится соотнести христианские пророчества с ветхозаветными. Ветхий Завет объявил евреев любимым народом Яхве и обещал им в конце времен счастливую "эру Машиаха", при вполне земном праведном царе. Новый Завет предсказал в конце времен царство Антихриста, разрушение Вавилона, и затем Царство Христа, который есть уже не земной царь, но сам Бог. При этом Новый Завет никоим образом не отменяет ранее сказанное: "Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить" – говорит в Нагорной проповеди Иисус. Отсюда во многих текстах "золотой век" как бы удваивается: cначала явится "последний праведный царь" (аналог еврейского Машиаха), и наступит короткий "золотой век" для проповеди Евангелия по всей Вселенной. Апокриф Мефодия Патарского предсказывает: "Будет же царство Михаила 30 лет и 3 года. И не будет битв по всей земле. И создадут города, и построят церкви…И будут нищие как бояре, а бояре – как цари. И не будет тогда ни вора, ни разбойника, ни ростовщика, ни завистника, ни клеветника, ни чародейства, ни всякого злодейства дьявольского…". Также из жития Андрея Юродивого: "Господь восставит на престоле царя от нищеты…бедные обогатятся, не будет войн, но все обратят мечи и стрелы свои в косы и серпы". Затем, в соответствии с Новым Заветом, придет Антихрист, перед которым склонятся все народы. Эсхатологические катаклизмы (разрушение Вавилона) либо предшествуют Антихристу, либо реализуются при его царствовании. В 1930-е гг. эту схему, применительно к российской истории, резюмировал Феофан Полтавский: "Пришествие антихриста приближается, и оно очень близко. Время, отделяющее нас от него, надо считать годами. В крайнем случае – несколькими десятилетиями. Но до пришествия антихриста Россия должна ещё восстановиться, конечно, на короткое время. И в России должен быть Царь, предъизбранный самим Господом. Он будет человеком пламенной веры, глубокого ума и железной воли… Произойдет то, чего никто не ожидает. Россия воскреснет из мёртвых, и весь мир удивится". В этом контексте, "Король Генрих" понимается как "последний праведный царь" из апокрифов.

Письмо сыну Цезарю содержит всего две даты, причем вторая из них названа с феноменальной точностью в один день.

(1) "J'ay composé livres de propheties contenant chascun cent quatrains astronomiques de propheties, lesquelles j'ay un peu voulu raboter obscurement : & sont perpetuelles vaticinations, pour d'yci a l'an 3797." (éd. 1555, 26). “Я cоставил книги пророчеств, каждая из которых содержит сотню астрономических пророческих катренов, которые я пожелал написать туманно; это непрерывное прорицание отсюда до 3797 года”.

(2) "...avant cent & septante sept ans troys moys unze jours, par pestilence, longue famine, & guerres, & plus par les inundations le monde entre cy & ce terme prefix, avant & apres par plusieurs foys, sera si diminué, & si peu de monde sera, que l'on ne trouvera qui vueille prendre les champs, qui deviendront liberes aussi longuement qu'ilz sont estés en servitude". "...за 177 лет 3 месяца и 11 дней до этого народонаселение так уменьшится от мора, долгого голода, войн и наводнений, между этим моментом и указанным пределом, до и после, останется так мало людей, что не найдется никого, кто хотел бы работать в полях, и они надолго станут свободными от того, чему служили”.

Мнение большинства историков относительно первой даты сводится к тому, что она является элементом простого шифра, намекая на упомянутый выше 2242 год, поскольку: 1555+2242=3797, где 1555 – дата публикации первых 353 катренов. Вторая дата до недавнего времени понималась как ссылка на малопримечательный 1732 год, поскольку: 1555+177=1732. В этой связи заслуживает самого пристального внимания идея П.Гинара (носителя французского языка!), согласно которой особенность построения оригинальной фразы требует не сложения 177 лет с точкой отсчета 1555, а скорее вычитания из конечной даты, то есть из 2242-2243 гг [26]. Действительно, согласно тексту, 177 лет прошло между обозначенным важным моментом мировой истории и указанным пределом, которым является 2242 год. Отсюда возникает гипотеза, что Нострадамус предсказывает именно этот важный момент, то есть Крушение Мира на 2065–2066 годы, поскольку 2242-177=2065. Правда П.Гинар тут же добавляет, что по его мнению, цифра 3 месяца и 11 дней служит не для конкретизации даты этого важного события с точностью один день, а скорее обозначает смещение Нового года при календарной реформе. В 1564 году, Карл IX перенес празднование Нового года с 1 апреля на 1 января, то есть на три месяца, а в 1582 был принят Григорианский календарь, сдвинутый на 11 дней относительно Юлианского календаря. Вероятно, полезность реформы календаря обсуждалась задолго до того, как изменения были приняты, и это было известно Нострадамусу. Фраза "не найдется никого, кто хотел бы работать в полях, и они надолго станут свободными от того, чему служили" – по-видимому, отсылает нас к Третьей книге Ездры: "Не останется никого, кто возделывал бы землю и сеял на ней. Дерева дадут плоды, и кто будет собирать их? Виноград созреет, и кто будет топтать его? Ибо повсюду будет великое запустение" (3Езд.16:25–29)

Завершая письмо сыну Цезарю, предсказатель вполне отчётливо формулирует суть пророчества: "Сейчас слушай мой сын, что я обнаружил посредством моих "вращений", которые созвучны вдохновленному откровению, что сейчас смертоносный меч приближается к нам в виде бедствия, войны более ужасной, какой не было на протяжении жизни трех человек…" Период жизни трёх человек в буквальном смысле следует понимать как примерно столетие; на уровне же намёка здесь видится ссылка на "трёх Антихристов" (см. соответствующий раздел этой книги).

Впрочем, важны ли были для предсказателя сами события, или он все таки стремился нам передать что-то другое? Это совсем нетривиальный вопрос. В катренах – в основном войны, убийства, болезни, стихийные бедствия – описанные в стихах, понимаемые только задним числом. При этом рифма вносит оттенок юмора в описание, снижает уровень драматизма. (Для сравнения: "Шёл трамвай десятый номер, На площадке кто-то помер. Тянут-тянут мертвеца, Ламца-дрица-оп-ца-ца!"). Смысл описываемых событий как бы снижается от того, что их можно взять и зарифмовать. Нострадамус явно показывает, что важны не сами события, а скорее тот факт, что они могут быть точно предсказаны. Конкретное содержание большинства событий в исторической ретроспективе ничтожно и свидетельствует лишь о крайне низком уровне духовности общества. Однако возможность их предсказания возвышает человеческий дух над морями эпох, выводя в новое измерение, с высот которого видны цель и скрытые механизмы истории. Катрен Ц2К13 можно отнести к самому Нострадамусу:

 

Тело без души более не будет жертвой,

День смерти станет днем рождения,

Божественный дух сделает счастливой душу,

Узревшую Глагол в его бесконечности.  

 

И при жизни, и после смерти пророчества Нострадамуса подвергались критике. Основной аргумент критиков заключается в том, что катрены слишком туманны и неконкретны, чтобы их можно было считать настоящими предсказаниями — каждую фразу можно интерпретировать десятками разных способов и в конце концов "подогнать" интерпретацию под реально произошедшие события. Этим, по мнению критиков, и занимаются поклонники Нострадамуса. Существующие интерпретации катренов в большинстве своем являются наложением "предсказаний" на уже прошедшие события с целью доказательства их истинности. В свою очередь, защитники Нострадамуса обращают внимание, что ценность пророчества не утрачивается от того, что понимание текста наступает после предсказанного события [27]. Сам факт правильного предсказания многое говорит о природе времени и является важным аргументом в пользу существования Бога. Именно это, а отнюдь не возможность заранее узнать политические пертурбации, придаёт значимость предсказаниям такого рода. Тайна Нострадамуса остаётся до сих пор нераскрытой; однако в пророчествах (Ц3К94) сказано, что их понимание должно наступить примерно через 500 лет, то есть уже в нашем веке.

 

Более 500 лет будут его рассматривать,

Того кто был орнаментом своего времени.

Затем внезапно он прольёт великий свет,

Что сделает их весьма довольными этим веком.

 

Продолжение см. здесь:

полный текст книги:

pdf   doc     epub     fb2

 

Литература.

1. В.Завалишин. // Литературная учеба, 1991, №№3–6.

2. Пророчества Мишеля Нострадамуса, пересмотренные и исправленные по копии, напечатанной в Лионе Бенуа Риго в 1568 году. – Киев: "Лыбидь", 1991

3. Пророчества магистра Мишеля Нострадамуса: полный русский комментированный перевод. – М.:"Эксмо", 2006. (Перевод, вступительная статья, комментарии А.Пензенского).

4. P.Lemesurier. Nostradamus beyond 2000. 128 new prophecies based on his techniques. –New Alresford, 1999

5. P.Lemesurier.The Essential Nostradamus.London, 1999

6. Э.Леони. Нострадамус и его пророчества. М.: ЗАО "Центрполиграф", 2012

7. Leowitz Cyprian. Ephemeridum novum atque insigne opus ab anno domini 1556 us in 1606 accuratissime supputatum: cui praeter alia omnia in caeteris editionibus addi solita, etiam haec accesserunt. Augsburg, 1557

8. Астрономический календарь А.Кузнецова http://astrokalend.ucoz.ru/AKprog.htm ; StarCalc А.Завалишина http://homes.relex.ru/~zalex/main1251.htm ; Астропроцессор Zet http://zet.astrologer.ru

9. Нострадамус. Мыслитель, политик, пророк. Новый взгляд на биографию и предсказания. – М.: "Эксмо", 2013

10. Джоуг. Нострадамус. Новые откровения. М.: Крон-Пресс, 1997.

11. Д. и Н. Зима. Расшифрованный Нострадамус. – М.: "Рипол Классик", 1998

12. А. А. Пензенский. Нострадамус: миф и реальность. –2003

13. Benoit d'Andrimont. Nostradamus 2242: Judgment Day, 2012

14. К.Г.Юнг. Синхронистичность: акаузальный объединяющий принцип. /В сб. К.Г.Юнг. Синхронистичность. - М.: "Рефл-бук", К.: "Ваклер", 1997.

15. R.Frontenac. La clef secrete de Nostradamus. – Paris, 1950

16. В.Симонов. Пророчества Нострадамуса. – М.: "Эксмо", 2009

17. В.Ищук. Великая тайна пророка-астрофила. – Кременчуг, 2012

18. Т.Дубровская. Виват, Нострадамус ! – Челябинск, 2009

19. A.Webber. Nostradamus: The serpent's Child. – 2013; A.Webber. Nostradamus: Impact on the 21st Century, 2012

20. J.-Ch.Fontbrune. Nostradamus. Countdown to Apocalypse.London, 1983

21. P.Guinard.Nostradamus ou l'Eclat des Empires. – Norderstedt, Allemagne, 2011

22. Нострадамус. Тайны предсказаний. /Авт.-сост. А.Н.Гордиенко. – М.: АСТ, 2009

23. M.Deschausses. Three temporal kings. – Washington, 2009.

24. C.A.Ward. Oracles of Nostradamus.USA, 2013.

25. R.Benazra. Les Ascendants de Michel Nostradamus. http://cura.free.fr/xv/12benaz.html 

26. P.Guinard. Le monde s'approche de bouleversements majeurs (2065/2066) suivis d'une anaragonique révolution (2242/2243).  http://cura.free.fr/dico8art/907a-2066.html

27. Л.П.Карсавин. О свободе. // Карсавин Л.П. Малые сочинения. СПб., 1994, С.233